«Шутники»
В экономки ко мне хочешь?
Анна Павловна. Как вы смеете такие вещи говорить!
Хрюков. Тише, я тебе говорю! Что шумишь? Услышит кто-нибудь. И этих денег с вас не потребую и еще дам, сколько хочешь. Вот он, бумажник-то, со мной!
Анна Павловна (бросает деньги). Возьмите ваши деньги и ступайте вон!
Хрюков (поднимает деньги). Что ты бросаешь? - ведь это не щепки. Что ты развоевалась!
Анна Павловна. Подите вон, я вам говорю!
Хрюков. Постой! Разве я тебя чем обидел? Я тебе обидного не сказал. На все это есть твоя воля: хочешь - ладно; не хочешь, так и скажи: тебя никто не принуждает. За что ж тут обижаться!
Входит Оброшенов.
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Анна Павловна, Хрюков и Оброшенов.
Оброшенов. Аннушка, что с тобой? Что с тобой, моя милая?
Анна Павловна. Папенька, прикажите ему уйти. Можно ли переносить, что он говорит! Я уйду, я не могу видеть его!
Оброшенов. Погоди, погоди! Благодетель мой! За что же девушку-то обижать? Ну я таковский, уж надо мной бы над одним и тешили свою душу. А она к этому непривычна: я их берег, лелеял, обижать никому не позволял.
Хрюков. Что ты ее слушаешь! Она врет. Я ей ничего обидного не сказал. Вольно ей горячиться-то! Ишь она какая сердитая у тебя!
Оброшенов. Уж даром она, благодетель мой, Филимон Протасьич, не рассердится. А вы вот что! Попросите у ней извинения за невежество, ручку поцелуйте, как следует у барышни, она вас и простит по своей ангельской доброте. Хе-хе-хе! Так ведь я говорю, Аннушка?
Хрюков. Ручку поцелуйте! Выдумывай еще! Ты слушай, старая тетеря! Мои резонты слушай! Должен ты мне много! Теперь она еще просит триста рублей. Что ж, у меня для вас яма бездонная, что ли, денег-то приготовлена?
Оброшенов. Так не давайте! А зачем обижать-то?
Хрюков. Не давайте! А я вот хочу дать. Да ты слушай! Девушка она в летах, замуж не пойдет, поведенья скромного; а мне это и нужно. Пусть переезжает ко мне в экономки. Обиды ей не будет, и вам всем будет хорошо.
Анна Павловна. Ну, вот слышите, папенька, что он говорит. Можно это слушать равнодушно? (Уходит.)
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Оброшенов и Хрюков.
Источник: Библиотека Максима Мошкова
... Девочка бессознательно пыталась отыскать в глазах отца то, что помогло бы ей понять происходящее. Но не нашла ничего. Отец наклонился и поцеловал ее в губы. - А теперь иди, Нина. Полезай туда, вниз. Она скользнула в люк. Земля была жесткой и сухой. Девочка легла на нее. - Подожди. Держи вот это. Отец дал ей одеяло. Нина расстелила его и растянулась сверху. Она слышала, как отец говорил ей что-то. Потом крышка люка опустилась. Девочка закрыла глаза, снова открыла. Доски пола пропускали полосы света. Слышен был голос отца, не прекращавшего говорить. Слышен был шорох передвигаемых корзин. В подвале стало темнее. Отец о чем-то спросил. Девочка ответила. Она лежала на боку. Согнув ноги в коленях, она лежала, свернувшись клубком, будто в постели, готовясь ко сну и к сновидениям. Отец сказал что-то еще, с нежностью, приблизив лицо к доскам. Затем раздался выстрел и звон стекла, разлетевшегося на тысячи осколков. - РОКА!.. ВЫХОДИ, РОКА! НЕ ВАЛЯЙ ДУРАКА, ВЫХОДИ. Мануэль Рока посмотрел на сына. Пополз к нему, стараясь не подставить себя под выстрелы. Протянул руку к ружью на столе. - Убирайся отсюда, черт возьми. Спрячься в дровяном сарае. Не выходи, и чтоб ни звука, ни движения. Бери ружье и держи его заряженным. Сын уставился на него, не шевельнувшись. - Двигай отсюда. Делай что я говорю. Но мальчик шагнул к нему. Нина услышала, как пули дробью рассыпались по дому над ее головой. В щели между досками посыпалась пыль с осколками стекла. Нина не шелохнулась. Во дворе кто-то заорал: - НУ ЧТО, РОКА, ПРИКАЖЕШЬ ЗА ТОБОЙ ЯВИТЬСЯ?.. СЛЫШИШЬ, РОКА? ЧТО, ПРИКАЖЕШЬ ЗА ТОБОЙ ЯВИТЬСЯ? Мальчик стоял, не прячась от пуль. Он взял ружье, но держал дулом вниз. Оружие тряслось в его руке. - Уходи, слышишь? Уходи отсюда. Мальчик подошел к нему, с намерением встать на колени и обнять отца. Можно было понять это и так. Отец приставил к его спине ружье. И произнес шепотом, но с яростью: - Уходи, или я тебя убью. Нина вновь услышала тот же самый голос: - ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, РОКА. Автоматная очередь веером ударила по дому, снаружи, внутри, снаружи, как маятник, нескончаемая, снаружи, внутри, снаружи, как луч маяка поверх асфальтово-черного, невозмутимого моря...
| Алессандро Барикко «Без крови»
|
| Русский Шекспир
И.Н.Сухих. И давний-давний спор...
Д.П.Святополк-Мирский. Островский
Александр Островский. Его жизнь и литературная деятельность
Островский Александр Николаевич
Все статьи
В чем причина драмы героини пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
Дикой и Кабаниха (исключение в русском купечестве или они типичны?)
Катерина — «Луч света в темном царстве»
Идея обреченности «темного царства» в драме «Гроза»
Значение второстепенных персонажей в драме А. Островского «Гроза»
Все рефераты и сочинения
Барстоу Стэн
Никитин Иван Саввич
Полный список электронных библиотек, созданных и поддерживаемых под эгидой Российской Литературной Сети представлен на страницах соответствующих разделов веб-сайта Rulib.net |